Информация подготовлена правовым департаментом мэрии города Новосибирска в соответствии с пунктом 2.4. Плана противодействия коррупции в органах местного самоуправления города Новосибирска на 2012 – 2013 годы, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 28.04.2012 № 4130.
Разработка правовых средств и механизмов противодействия коррупции становится одной из наиболее значимых и актуальных проблем развития современного российского общества и государства. Изучая планы противодействия коррупции всех уровней власти, становится понятно, что главный вектор антикоррупционных усилий - это профилактика коррупции. Профилактические меры борьбы с этим злом гораздо сложнее, чем меры наказания, но, как считают специалисты, они более действенные и эффективные. Многие из этих мер закреплены в законодательстве.
Приоритетным направлением по противодействию коррупции является создание таких правовых норм, которые не оставляли бы возможности для коррупционных злоупотреблений во всех сферах общественной жизни.
Мэрия города Новосибирска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Новосибирской области и муниципальных нормативно-правовых актов на территории нашего города.
Принимаемые органами местного самоуправления нашего города правовые акты должны быть направлены на реализацию социальных задач и создавать условия для осуществления прав граждан и иных субъектов права. Такие результаты достигаются только в случаях, когда правовой акт подготовлен на качественно высоком уровне и соответствует всем условиям для его эффективной реализации. Если нормативный правовой акт содержит пробелы или элементы, позволяющие его неоднозначное толкование и применение, такая ситуация может способствовать восприятию сторонами правоотношений возможности действовать в соответствии с их личными интересами, т. е. способствовать проявлению коррупции.
В целях выявления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов и их последующего устранения, законодательством предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы.
Проведение антикоррупционной экспертизы регламентируется следующими правовыми актами:
- Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,
- Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"),
- постановлениями мэрии города Новосибирска от 27.04.2010 № 120 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы в мэрии города Новосибирска», от 18.07.2012 № 7171 «Об утверждении порядка проведения правовой экспертизы проектов правовых актов мэрии города Новосибирска», от 02.08.2010 № 252 «Об утверждении Регламента мэрии города Новосибирска».
Эти документы устанавливают правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы, цели проведения экспертизы, объекты экспертизы, правила ее проведения, методику проведения, а также ряд регламентных положений по процедуре осуществления экспертизы непосредственно в мэрии города Новосибирска.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Именно эти факторы выявляются в процессе проведения антикоррупционной экспертизы, которая проводится в рамках правовой экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется правовым департаментом мэрии и юридическими службами (специалистами, осуществляющими правовое обеспечение деятельности) структурных подразделений мэрии в отношении: нормативных правовых актов мэрии и их проектов, а также нормативных правовых решений Совета депутатов города Новосибирска и проектов таких решений.
При осуществлении нормативно-правовой работы специалистами правового департамента в течение 2013 года проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 992 объектов, подлежащих экспертизе, что на 24% больше, чем в 2012 году. Рост этого показателя объясняется увеличением количества принятых за отчетный период муниципальных нормативных правовых актов. В результате этой работы были выявлены 636 коррупциогенных факторов (на 20% больше, чем в 2012 году), которые впоследствии были устранены. Информация об антикоррупционном мониторинге в отношении нормативных правовых актов и их проектов приведена в таблице 1.
Таблица 1
|
Контрольные позиции |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
проекты НПА
проекты |
Количество проектов, в отношении которых
проведена антикоррупционная экспертиза |
617 |
556 |
750 |
2 |
Количество коррупциогенных факторов,
выявленных в проектах НПА |
534 |
566 |
541 |
3 |
Исключено коррупциогенных факторов
|
534 |
566 |
541 |
4 |
Действующие НПА
|
Количество НПА, в отношении которых
проведена антикоррупционная экспертиза |
246 |
246 |
242 |
5 |
Количество коррупциогенных факторов,
выявленных в НПА |
118 |
70 |
132 |
6 |
Исключено коррупциогенных факторов
|
118 |
70 |
132 |
Экспертиза на стадии разработки и принятия проекта нормативного правового акта всегда является наиболее эффективной с точки зрения устранения условий, создающих «почву» для коррупции, а также наименее затратной. Однако, кроме проектов, экспертизе подвергаются и действующие муниципальные правовые акты, в процессе мониторинга их применения. С этой целью руководителями структурных подразделений мэрии утверждаются ежегодные планы проведения экспертизы ранее принятых правовых актов мэрии, а правовым департаментом формируется сводный план проведения антикоррупционной экспертизы и рассматриваются отчеты и предложения по результатам этой работы.
Так, в план работы структурных подразделений мэрии на 2013 год включены 77 действующих нормативных правовых актов. Результат этой работы отражен в таблице 2.
Таблица 2
Информация об исполнении плана проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов структурными подразделениями мэрии (кроме правового департамента) на 2013 год
№ п/п |
Наименование структурного подразделения |
Количество актов по плану (ед.) |
Исполнение за 1 полугодие (ед.) |
Исполнение за год (ед.) |
1 |
Департамент финансов и налоговой политики мэрии |
7 |
2 |
7 |
2 |
Департамент земельных и имущественных отношений |
3 |
1 |
3 |
3 |
Главное управление образования мэрии |
2 |
1 |
2 |
4 |
Департамент строительства и архитектуры мэрии |
3 |
1 |
3 |
5 |
Департамент связи и информатизации |
14 |
4 |
14 |
6 |
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии |
3 |
1 |
3 |
7 |
Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства мэрии |
12 |
4 |
12 |
8 |
Департамент информационной политики мэрии |
1 |
0 |
1 |
9 |
Департамент по социальной политике |
3 |
0 |
3 |
10 |
Департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии |
4 |
0 |
4 |
11 |
Управление по жилищным вопросам |
1 |
0 |
1 |
12 |
Департамент по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии |
9 |
3 |
9 |
13 |
Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии |
15 |
5 |
15 |
|
ИТОГО: |
77 |
22 (29%) |
77 (100%) |
Необходимо отметить, что исполнение этого плана подразделениями мэрии осуществлялось не в течение календарного года, а практически в 4 квартале и добиться 100%-го исполнения плана от структурных подразделений удалось только благодаря настоятельным требованиям правового департамента.
Информация о количестве проведенных экспертиз сотрудниками правового департамента приведена ранее в таблице 1 (строки 4-6).
Необходимо обратить внимание на то, что департаментом велась работа не только по выявлению коррупциогенных факторов, но и по их исключению. Особенно сложно такая работа ведется в отношении действующих правовых актов. Тем не менее, цифры свидетельствуют о 100%-ом достижении результата, а именно, все выявленные коррупциогенные факторы были исключены путем внесения соответствующих изменений в правовые акты.
В результате анализа заключений по результатам экспертизы установлено, что самыми распространенными коррупционными факторами, выявленными в проектах МНПА, являются: чрезмерная широта дискреционных полномочий, определение компетенции органов местного самоуправления по формуле «вправе», юридико-лингвистическая неопределенность.
Например, широта дискреционных полномочий как коррупциогенный фактор, обусловлена тем, что исполнительно-распорядительная деятельность невозможна без определенного пространства свободного усмотрения должностных лиц, то есть так называемого «административного усмотрения». В этой связи органы местного самоуправления обладают рядом дискреционных полномочий, позволяющих им действовать вариативно в зависимости от сложившихся обстоятельств и условий. Аспекты, через которые необходимо минимизировать чрезмерную широту дискреционных полномочий - это установление четких оснований и сроков принятия решений, а также исключение дублирования полномочий.
К числу таких мероприятий относится принятие муниципальных правовых актов города Новосибирска, регламентирующих взаимоотношения мэрии города Новосибирска и получателей муниципальных услуг – административных регламентов.
За отчетный период проведена антикоррупционная экспертиза более 100 проектов постановлений мэрии об утверждении административных регламентов (внесении в них изменений), а также более 20 постановлений мэрии об утверждении порядков и положений, регулирующих процедуру предоставления муниципальных услуг (внесении в них изменений). Внесение изменений было направлено на оптимизацию (повышение качества) предоставления муниципальных услуг, а именно на:
упорядочение административных процедур и административных действий, в том числе устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий;
сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления муниципальных услуг, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа «одного окна», использование межведомственных согласований при предоставлении муниципальной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
сокращение срока предоставления муниципальных услуг, а также сроков исполнения отдельных административных процедур, в том числе сокращения сроков ожидания в очереди;
указание об ответственности должностных лиц за соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур и административных действий;
предоставление муниципальной услуги в электронной форме.
Необходимо отметить, что административные регламенты являются сложными и объемными нормативными документами. Средний объем одного административного регламента составляет 20 листов. Специалисты правового департамента мэрии города Новосибирска приняли непосредственное участие в их разработке при проведении правовой и антикоррупционной экспертиз, большинство проектов административных регламентов были ими полностью переработаны.
С целью проведения независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов правовым департаментом осуществлялось взаимодействие с прокуратурой города Новосибирска.
В рамках указанной работы специалистами департамента подготовлены и направлены в прокуратуру города Новосибирска в электронном виде 544 проекта нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, на которые получено незначительное количество заключений.
С этой же целью правовым департаментом с участием представителей прокуратуры города Новосибирска 24.01.2013 проведен обучающий семинар по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов для юристов структурных подразделений мэрии.
Во все программы повышения квалификации работников мэрии продолжительностью не менее 72 академических часов включены вопросы законодательства РФ о противодействии коррупции в органах власти, стратегии и Национального плана противодействия коррупции, принципов противодействия коррупции, направлений деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции, в том числе, вопросы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Таким образом, проведение вышеуказанных мероприятий позволило повысить качество и минимизировать наличие антикоррупционных факторов в издаваемых и действующих муниципальных нормативных правовых актах.